четверг, 29 августа 2013 г.

ЕВРО Family ТРИП 2013

Чем больше проходит времени со дня окончания поездки, тем больше мелочей и деталей сего мероприятия забывается. Поэтому решил записать свои воспоминания на бумаге (в ворде). И так небольшой отчет о семейном Евро-трипе 2013.

Начну с того, что запланированный отъезд на пятницу 19 июля не удался в связи с самочувствием нашего самого маленького и самого важного члена экипажа, поэтому он был перенесен на 21 июля, то бишь, до вечера воскресенья. Изначальный план был таков: Неделя в Латвии на балтийском море у отца, 2 недели в Грайфенбурге (Австрия) с целью влетаться в новое крыло в знакомом месте и неделя в Толмине (Словения) с целью попробовать свои силы в соревновании Кобала Опен 2013.


В связи с тем, что я ехал в такой трип в полном составе семьи, что мне придавало неописуемую радость и удовольствие, проживание в кемпинге мы не рассматривали из-за притязаний жены и наличия 11 месячного ребенка, поэтому заранее, еще в мае я забронировал апартаменты (квартиру) в Грайфене и Толмине.

И так, часть первая: Латвия

Я думаю это не самая интересная часть путешествия для дельтачитателей, поэтому буду краток.
Как написал выше, выезд был запланирован на воскресный вечер 21 июля. Дорога до Риги (через Белоруссию) составляет 1050 км, которые я планировал проехать за 12 часов вместе с таможней. Погрузка в клубе оказалось не из легкой, так как под проливным дождем и одному грузить дельт на крышу доставляет то еще удовольствие, но с задачей я справился, забегая вперед скажу, что за месяц поездки, в которой я один каждый день загружал и разгружал дельт я прокачал правое плечо (и правую сторону трапеции) так, что разница с левым плечом стала до смешного заметна.

В связи с долгой погрузкой выехали мы в 00.00 часов. Всю дорогу по России лил дождь как из ведра, поэтому дорога была не из легких. Как только мы въехали в Белоруссию дождь закончился, а после пересечении границы с Латвией и солнышко вышло. На границу я приехал 09-45, как раз к началу пересменки, поэтому ее прохождение немного затянулось. С учетом пересменки, декларирования дельта и тормознутости белорусских таможенников я ее пересек за 2-2,5 часа (точно уже и не помню). Декларировать дельт не составило труда, сложность только найти человека который забьет эти данные в базу, так как один ушел, другой не может, у третьего нет доступа к базе, в итоге я простоял в 3 очередях и меня направили к дальнобоям, там меня пустили без очереди.

Кстати, на всех границах пускают без очереди автомобили с детьми до трех лет.

В итоге в Ригу мы приехали к 14 часам дня.






В Латвии были планы потусить на даче у Отца на берегу моря недельку, но им не удалось сбыться, так как погода нам не улыбалась, и в итоге мы на море побыли последние 2 дня (1,5) в один из которых солнце так разыгралось, что я даже искупался (вода прелесть). В остальные дни гуляли, занимались праздными делами, заодно переуложил парашют, ну и сходили на парусную регату. Данное мероприятие мирового масштаба, которое проходит (по-моему  раз в 5 лет) не может оставить никого равнодушными, оно удивило своим размахом и грандиозностью. Там было более 100 парусников (не считая яхт) со всего света. Я никогда не видел такое количество красивейших судов, особенно таких гигантских и древних. Интересный факт, что на этих парусниках служат дети. Одно из условий проведения регаты, чтобы команда такого парусника состояла как минимум из 60% детей в возрасте от 16 до 20 лет. Россию представлял самый большой и уважаемый «Крузенштерн».










Часть вторая: Грайфенбург (Австрия)

В воскресенье 28 июля мы собрали свои пожитки и двинули в сторону Австрии. Расстояние от Риги до Грайфена 1600 км., его мы преодолели ровно за 23 часа. Выехали из Риги в 15-00 по местному (Рижскому) и приехали в 15-00 по местному (Австрийскому). Можно было чуть быстрее, если бы навигатор повел нас через Виллах, а не через горы напрямик, в которых моя груженая по самые помидоры машина еле справлялась на затяжных подъемах (потому что я забыл выключить кондей :-) ), это был даже не серпантин, а просто дорога вверх, а потом вниз.  Мы ехали через Литву, Польшу, Чехию. Дороги везде хорошие, после Варшавы начинается автобан. Вроде и от Литвы до Варшавы он был, но, не поверив навигатору, я поехал напрямик. С навигатором отдельная тема, как только мы пересекли границу он начал зависать перед самым ответственным поворотом, в общем, помучались мы с ним.

Грайфенбург нас встретила 38 градусной жарой и молниеносным переразвитием с вытекающей грозой. Жара, кстати, была все 2 недели нашего присутствия там, за исключением пары дней с дождем и Фёном.




И так про полеты:
На следующий день с утра пораньше мы поскреблись на гору летать, погода обещала быть. И она действительно была, пока я ее не переждал, смотря на местных, как потом оказалось, они смотрели на меня,  когда же я буду стартовать. В итоге, устав ждать погоды я просто сгрузился и поехал на пляж. Так получилось, что в Грайфене я должен был летать один, так как в это время никто сюда не собирался. Скажу я вам, одному летать отстой. Свой народ как то всегда придает мне уверенности. Но счастье было на моей стороне, через день понаехали: Дэн Баранов, чета Ивановых, Дима и Серега из Рязани, Игорь Миронов, Эрик с Леной и Женя с Герольфом, и на последок приехала чета Нехаминых в полном составе.





Из всех дней, проведенных в Грайфене, я не выпарил только 2 раза, это в первый день, когда все слились, и еще один, позорный день, когда почти все выпарили, а я нет. Все остальные дни я летал на отлично, при этом, как и в прошлом году, первую неделю я имел проблему с «блюэ» каждый день, поэтому возвращался на официальный лэндинг после 1,5-2 часов полета, хотя погода позволяла летать больше. В один из дней я все-таки, превозмогая организм, пролетел 60 км с возвращением за 2ч. 40минут. Меня вывернуло 3-4 раза за маршрут. Когда приземлился,  был как выжитый лимон. Со временем все это проходило и сошло почти на нет; и дальше я летал без проблем, поедая в полете сосательные конфеты и попивая водичку.










Я потихонечку влетывался в аппарат и начинал его понимать. Чем больше я на нем летал, тем больше он мне нравился. За первую неделю сразу побил все свои рекорды: время полета 2 ч. 40 м., маршрут с возвращением 60 км. (многие скажут, что это не много, но для меня прилично), набор высоты 4500 метров. Вообще в Грайфене база радовала, почти каждый день 3500, а в знатные дни 4000 и 4700 метров. Летать на такой высоте неописуемое удовольствие. Представляете, я был почти на высоте Эльбруса, самой высокой точки Европы. На высоте, к которой альпинисты неделями готовятся. Вид оттуда, я вам скажу, просто сказка. Да, там холодно, нехватки воздуха я не заметил, дышится легко, откровенно говоря, я даже и не придал сперва особого значения такой высоте, ну 4500, ну и чё. Знал бы, что могу побить не официальный рекорд России 4600 метров, крутил бы до последнего, место было.




Первые дней 5 каждый день были какие то инциденты с париками: то запаска, то один на дерево сел, то в склон вошел, то еще что то. Вертолеты, в общем, прилетали несколько раз. С дельтиками проблем не было.

В один из дней после посадки (штатной и ровной), я обнаружил, что у меня во время полета открутилась гайка и вылез на 1/3 болт верхнего фитинга стойки, который ее крепит к килевой. Стало стремно. Спасибо Жене и Герольфу за помощь в починке, нужная гайка у них была.






Про посадки:


В Грайфенбурге официальный лэндинг не самый простой (ЛЭП, ЛЭП, кусты, деревья) и первый раз на лысом аппарате я туда не решилсоваться, поэтому сел на запасной лэндинг. На следующий день решил попробовать. Попытка была, так сказать, на грани, зашел неплохо, но на финальной глиссаде стало держать так, что я понял, что лечу прямиком в кусты и палатки за ними, поэтому у меня случилось применение в первый раз тормозного парашюта (слава богу, он у меня был). Применение было успешным, сорвал аппарат на 1,5-2 метрах и сел в тапки, в 10 см. от кустов, так сказать, миллиметраж. Немного напугал живущих в палатках за кустами. После того, как выкинул тормозник, начал орать «бляяяя…», наблюдающие тоже что-то кричали в ответ… После совета Игоря, о том, что заходить на финальную глиссаду на лысых аппаратах надо после того как окажешься на уровне ЛЭП, садиться стало проще, но все равно стремно. Применял тормозник еще пару раз, типа уже не страшно, но применял его в местах и условиях где можно и нужно было без него, да и последующие посадки с тормозником напоминали больше падение кирпича. Еще одна из запоминающихся посадок, эта посадка в роторе,это жесть жестяная, никому не желаю такого. В итоге сел в тапки, но предшествовало этому возможность посадки в елки, в реку и на колючую проволоку. Меня просадило как на лифте, с 500 метров высоты  меня начало так ставить и опускать, что я еле дотянул до полянки в 300 метров от меня. 
Больше всех отжигал на посадках Сергей (из Рязани) на Дискусе, за что его местные прозвали «КрейзиРашан».

После полетов и в дни непогод ездили в Лиенц, Зальцбург, Клагенфурт (Посетили Минимундус), заехали в Виллах.




Вообще Грайфенбург это дельтапланерный рай, ну или, если хотите, настоящий 5 звёздочный дельтапланерный курорт. Посадок здесь много, везде хорошие дороги, летать есть куда. С точки зрения погоды место очень интересное, но не простое. Много дежурных потоков, если выпарил выше склона. Но чтобы выпарить со старта приходиться потрудиться. Иногда термики прижимаются к склону, а иногда наоборот. На мой взгляд, термичность здесь сильная и турбулентная. Очень внимательно надо быть с ветрами, дабы не залазить в ротора, ну это стандартно в горных условиях.В один из дней так перло под конец дня, что я напрягся от того что не могу найти минуса для посадки, вы не представляете как я был счастлив найденным -4, находясь на 2500 над лэндингом.




Не смотря на то, что у меня всегда был в наличии подбор в виде жены-драйвера, я всегда летал с возвращением, не вернулся только 2 раза, один раз посел  в Лиенце, чем обеспечил семью экскурсией по этому замечательному городу, второй раз не дотянул до лэндинга и посел под замком, в тех самых роторах, о которых я писал выше. В замок попасть не удалось, как в прошлом году, так как горную дорогу к нему перекрыли шлагбаумом.



Последние 3 дня были в Грайфене не летными, так как  пришел сначала дождь, а за ним фён, поэтому тут у нас была экскурсионная программа, о которой я писал выше.

Часть третья. Словения:

10 августа мы опять собрали все свои пожитки, в придачу впихнули в машину Игоря Миронова с его дельтапланом и газовым баллоном, без которого он жить не может :-), и, да простит меня Игорь, носится как цыган со списанной торбой, и направились в Толмин (Словения). От Грайфена до Толмина 150 км., которые мы преодолели за 3 часа. Я выбрал самый короткий и прямой маршрут: задеваем немного Италию, потом в горы, где пересекаем хребет и выходим сразу в Бовец в долину реки Соча. О сделанном выборе я не пожалел, так как дорога, по сравнению с другими вариантами, действительно была самая короткая и мене серпантинистая. А еще она безумно живописна. Дороги в Словении заслуживают отдельного упоминания – куда бы ты ни поехал, это один сплошной и бесконечный серпантин. По дороге Игорь мне поведал, что в Словении погоды кислые, сплошное выживание и облизывание гор и в общем это не Австрия, поэтому я был готов к выживанию и т.п.




В первый день (после приезда) мы поехали на старт как всегда своим ходом (т.е. на своей машине) и тут нас ждал сюрприз, о котором Игорь тихонечко умолчал, это дорога наверх. Если, к примеру, в Грайфене к старту идет отличная асфальтированная дорога, где запросто разъезжаются 2 автомобиля, то на гору Кобала ведет узенькая, ровно на одну легковую машину, плохо асфальтированная дорога, где с одной стороны у тебя скальник, а с другой обрыв. Что бы разъехаться двум автомобилям приходиться кому то из двух авто сдавать назад до ближайшего кармана, в общем, удовольствие не для слабонервных. В общем, на следующий день мы решили ездить на шатле, который возит дельтики на верх.

Перед первым стартом с Кобалы я долго наблюдал за тем как стартуют и выпаривают здесь люди. На вид было похоже, что предстоит долгое выживание. Погода была поздняя, поэтому я не спешил. После выхода на старт, я не спеша  выждал свой цикл и стартанул сразу в поток. 15 минут и я уже под базой. Везуха, ваще. В этот день база была 3000м., что было очень хорошо для этого места, в остальные дни выше 2200м., как правило, не поднималась выше. Первый ознакомительный полет был весьма успешен, я долетел до конца долины (до Стола) и вернулся. Маршрут составил 50 км. за 1,5 часа.



Наследующий день, так как в первый день мне уже не повезло,  процесс выпаривания обратно до уровня старта составил по времени 45 минут. Я очень долго и усердно раскручивал нули и сопли, ниже старта метров на 100, после чего, наконец-то, выбрался на уровень старта и потом докрутил до базы. Мое терпение и старания были вознаграждены отличным и красивейшим полетом к отвесному скальничку и полетом над ним. Так как в этот день была регистрация на соревнования до 19-00, пришлось возвращаться. Налетав 2,5 часа я приземлился в 18-30. Зарегистрировался, получил раздаточный материал и полотенчико вместо обещанной майки :-(, загрузил точки.

Про соревнования:

К соревнованиям подтянулись Илья Иванов и Валентин Терауд, также было много украинцев.




Первый день: была хороша погода, база 2400, но к вечеру должен был прийти фронт. Таск поставили 87 км. по сути тот же маршрут, что я пролетел в первый день, только с еще одним поворотом. Ничего невыполнимого, подумал я, так как эти точки уже брал.  Но не тут-то было. Стартанул в поток, выкрутил, все без проблем, пошел брать стартовый цилиндр, и что-то провалился в минусах сильно, решил вернуться докрутить еще раз, ну, чтобы наверняка. И это было большой ошибкой. Пока я выкручивал второй раз, все ушли вперед. Я выкрутил, пошел взял стартовый цилиндр и полетел к первому ППМ (км 20-25) у Стола. Пришел к началу хребта из которого вырастает Стол, на уровне этого хребта (1400), до ППМ оставалось 4 км по хребту, который вырастал в г. Стол 1700 метров., но самое главное, что посадок дальше нету, там лес. Когда я пришел к хребту, гаглуже возвращался взяв эту точку, помимо этого пришла туча, и выпарить выше хребта метров хотя бы на сто было трудно. В принципе, 8 км.( 4 км. туда  и 4 км. обратно) высоты должно хватить, да и на уровне склона кое-где поддерживает, поэтому решил сделать первую попытку, пошел напролом. Пошел, поймал минуса и слил 400 метров, решил вернуться, поднабрать высоты. В общем, я час мусолил этот хребет, пытаясь набрать высоты и еще 2 раза пытался пройти к этому Столу, но безуспешно. В итоге за этот час пришел обещанный фронт, и я понял, что, если не свалю сейчас, то меня отсюда смоет и посяду где-нибудь здесь. В Итоге, не взяв ППМ я вернулся на лэндинг. С точки зрения соревнований, это конечно отстой, ¾ пилотов финишировали, но с точки зрения фрифлаера (дабы утешить себя), я не плохо полетал, пролетел 50 км. за 2,5 часа.

2 день был отменен, был дождик весь день и мы поехали в Любляну. 3 день, к сожалению, тоже был отменен по ветру, и мы поехали купаться в Италию на море. В Толмине по ветру ограничения такие: если фоновый ветер выше 7 м/с, старт закрыт.

В 4 день (пятница), день моего отъезда и крайний для меня день соревнований (соревнования шли до субботы) был поставлен таск 110 км. в Большие горы. Но этот таск было не суждено разыграть, так как случилось непредвиденное. Швейцарец разложился на старте. При старте не добежал, вроде взлетел, но ротором от кустов (либо поток сходил) его развернуло и он вошел в склон. Выглядело все это очень страшно. Рука, нога, шея все в шинах, обезболивающее, кровища и т.д. спасатели и вертолетом в Любляну. На следующий день с сайта соревнований я узнал, что он ничего не сломал, кроме карбонового спидбара, чувствует себя хорошо, только небольшой сотряс. Спасатели, вертолет и все дела, все как обычно заняли достаточно долгое время, в результате чего день был отменен и мы полетали фрифлай. Так как это был день отъезда я полетал полтора часика и поехал собираться.

Подводя итог по Толмину, хочется отметить, что там очень красивые горы и очень красивые полеты, я бы вернулся сюда полетать еще. Термичка там мягкая и не турбулентная, я бы даже сказал комфортная, по сравнению с Грайфеном. Если в Грайфене я крутил термики с полиспастом не более ¼, то в Толмине я крутил их с ½ - ¾ полиспаста. Проблем с тошнотой не было (еще возможно потому, что организм за 2 предыдущих недели адаптировался к ежедневным полетам).

Не смотря на то, что я фактически посоревновался 1 день,  получил хороший опыт. В общем надо соревноваться чаще, это способствует росту навыков, дает мотивацию к более длинным и долгим полетам, ну и дает возможность полетать красивые маршруты.



Дорога обратно:
В сумме от Толмина до Москвы 2400 км. Выехали в пятницу в 22-00 по местному времени. На следующий день, ближе к обеду были в Варшаве. Решили отдохнуть, поспать в гостинице до вечера. В 22-00 по местному выехали из Варшавы (3 часа на границе). В 17-00 по Москве были в Москве. Простояли в пробке на Минке, перед въездом в Москву часа 1,5.

Итого за три недели полетов (неделю в Латвии не считаю) я имел 11 летных дней и в сумме 20 часов налета. Не налетался. Хочу еще.

Про аппарат:

Как я уже писал, чем больше я летаю на своем новом глайдере, тем больше он мне нравится. По моим ощущениям я влетался процентов на 80%. Я летал на всех режимах аппарата и крутил на всех режимах полиспаста. Больше всего мне в нем радует, что он рулится на всех этих режимах и летит как ракета ;-) Посадка комфортная, проблем не было, по моим ощущениям, легче чем на Дискусе. Сажусь я как правило на ¼ полиспаста. Проблемы имею только с посадкой при использовании тормозного парашюта и при полете на полностью взведенном полиспасте на зажатой ручке, при попадании в небольшую термичность (пузырики), начинаю раскачивать его. Как все это побороть вроде в теории допетрил: с первой проблемой нужно без выдерживания резче и выше выдавать ручку, со второй проблемой нужно сначала отпустить ручку до балансира, потом парировать раскачку.Старты обычные, если ты бежишь, то он летит. При отсутствии ветра и сложных условиях старта стартую без полиспаста, в обычных условиях взвожу на ¼. Еще одной очень приятной фишкой является возможность крутить потоки достаточно узко и с небольшим креном, но, это мне кажется, преимущество техники хайсайдинга, а не аппарата. Тут мне конечно надо совершенствовать мастерство.  Еще есть проблемка над которой мне надо работать (с аппаратом это не связан, как мне кажется): при кручении потока на полиспасте от половины и более, так как усилия на ручке становятся все легче и легче, иногда не специально поджимаю спидбар (руки на спидбар положи и уже пережал), поэтому надо быть более внимательным и крутить, так сказать мизинчиками («на расслабоне» :-) ), слегка придерживая спидбар.  

Сперва мне казалось что он очень туго рулится, поэтому я очень сильно и быстро уставал. Но, после второго-третьего часа полета (уже в Грайфене) я как то уловил правильные движения, что ли, и эта проблема исчезла и больше не беспокоила меня. Рулилось легко и не напряжно. Почему эта проблема у меня возникла? Мне кажется стало ясно. Я сперва летал постоянно на одном и том же уровне полиспаста. Женя мне посоветовала от ¼ до 1/3 для начала, ну и я летал при любых условиях примерно на 1/3. Когда турбулентность была слабая, рулилось легко, а когда сильная сложно. Когда я начал подбирать полиспаст в зависимости от турбулентности и силы потока все встало на свои места.

Ну как то так !!!!

Стиль богомола:













5 комментариев:

  1. Во накатал, будет время - всё прочту!

    ОтветитьУдалить
  2. Так на полном же не летают особо. 3/4 или чуть больше. А полный только в молоке и для пилотажа, как я понимаю.

    ОтветитьУдалить
  3. Истину глаголишь. Но мне кажется, что разница по глайду на полностью взведенном и 3/4 имеется. Тем более что у меня веревка размечена таким образом, что 4/4 это примерно см.10-15 до упора.

    ОтветитьУдалить
  4. Прочёл! Здорово пишешь, легко читается, без понтов и примудростей. Так что жду новых рассказов и приключений!

    ОтветитьУдалить